Мы представляем вам нашу новую рубрику, где будут приглашены профессионалы из четырёх сфер Go Viral — бизнес, медиа, IT и культура. Теперь вы сможете задавать свои вопросы онлайн!
В сегодняшней рубрике «Ask The Pros» у нас Мадина Рузматова — эксперт в коммуникациях с опытом работы более 12 лет.
Предприниматель, независимый PR-Adviser для бизнеса и политики, антикризисный менеджер, эксперт по личному бренду.Опыт работы в коммуникациях более 12 лет. В портфолио эксперта работа с брендами Beeline, Les Ailes, Magnum (Казахстан), Oson, Coca-Cola, Chopar, Silk Road Samarkand и другими. Ведёт личный блог, а также YouTube-подкаст о sex education «Ruxsat».
Ждем ваши вопросы!
Здравствуйте! С чего начать продвижение личного бренда?
1. PR-аудит (клиенты, сотрудники, друзья, партнёры, конкуренты). Это когда вы анализируете что о вас есть в сети, что о вас говорят, или почему о вас не говорят.
2. Планирование.
Важно прописать себе первые шаги — о чем вы будете писать, о чем вы будете снимать, каким медиа можно предложить экспертный контент.
3. Коллаборации. Можно попробовать поработать в формате интервью, челленджей и совместных риллс (например), с начинающими блогерами и теми, кто уже более опытный. Если идея интересная, вы обязательно встретите единомышленников.
4. Тестовые коммуникации. Пробуйте запускать разные форматы. В сторис, в риллс, в СМИ, в публичных выступлениях. Я не люблю давать универсальные советы. Вроде один инструмент, но результат может быть разный. Поэтому, тестовые форматы помогают проанализировать результаты и понять, что лучше работает с вашей аудиторией.
Как начать зарабатывать на личном бренде через соцсети, как искать рекламодателей именно в Таджикистане?
Механизм монетизации, думаю, не сильно отличается от Узбекистана. Сначала вы набираете небольшую аудиторию, берёте небольшие бренды на бартер, затем запускается сарафан. На первом этапе важно ходить на мероприятия, быстро реагировать на запросы. Я знаю отличные блоги, которые уже с 2000 подписчиков начинают монетизировать страничку, продавать рекламу. Есть также площадки для блогеров, например, perfluence, можно сотрудничать с международными брендами, в том числе по Центральной Азии.
В Ташкенте очень важно для блогера поддерживать личные контакты с маркетологами/пиар-менеджерами брендов, уверена, в Душанбе идентичный культурный код. И я сейчас не о том, что без знакомств никуда не пробиться, а скорее о здоровом качественном нетворкинге с рекламодателями.
Здравствуйте! Можно ли создать личный бренд самостоятельно, не прибегая к экспертам в данной сфере?
Да, но до определённого масштаба. Если речь идёт о больших медиа, масштабных активациях, и дальше высшей лиге: шоу-бизнес, политика, то тогда в любом случае будет работать команда.
Для небольшого бизнеса, да, можно вести коммуникации самостоятельно.
Здравствуйте! Как создать свой бренд с нуля?
Если речь о корпоративном бренде, здесь все начинается с продукта. Вокруг него выстраивается ценность, следующим этапом вы начнёте рассказывать о людях, которые делают этот продукт. Если речь идёт о личном бренде, то здесь важно сначала честно определить задачи: для чего вам нужен личный бренд, что вы хотите получить на выходе, где лежат риски, на какую аудиторию рассчитываем. Я обычно первым шагом провожу исследований и пиар-аудит.
Где лучше всего искать стажировки и вакансии в сфере пиара?
На сайтах международных компаний, обычно есть раздел «Карьера». В Linkedin, обычно эту информацию размещают HR директора, их также можно найти в поиске через название компаний.
Для Узбекистана, я публикую вакансии только PR/Marketing на канале:
https://t.me/prandthecity_job