Центральноазиатский Фестиваль Go Viral-2023 стартовал в Ташкенте

17-18 марта в Ташкенте прошёл седьмой центральноазиатский фестиваль Go Viral. Это первый из серии фестивалей нынешнего года, которые пройдут во всех странах Центральной Азии.

Фестиваль объединил экспертов из сферы медиа, бизнеса, культуры и информационных технологий с участниками, которые провели два насыщенных дня, обмениваясь опытом, узнавая новшества, знакомясь и общаясь друг с другом, и выполняя практическую работу.

Более 150 участников фестиваля смогли посетить лекции, мастер-классы и воркшопы ведущих экспертов из Узбекистана и Казахстана.

Открыли фестиваль амбассадор Go Viral в Узбекистане, Элина Абдуллаева и посол США в Узбекистане, Джонатан Хеник.

Они рассказали об основных целях фестиваля, а также подчеркнули важность участия каждого из приглашенных гостей в этом мероприятии в обмене опытом, создании и воплощении идей, которые появятся на площадке фестиваля Go Viral.

«Я услышал о проекте Go Viral еще несколько лет назад. Здорово, что он позволяет людям из разных регионов Центральной Азии общаться и обмениваться мнением, идеями. И я вдохновлен дальнейшими планами Go Viral. Желаю вам провести эти два дня плодотворно», – сказал Джонатан Хеник.

С приветственной речью к участникам фестиваля обратилась также и амбассадор Элина Абдуллаева.

«Go Viral традиционно фокусируется на четырех секторах: бизнесе, медиа, культуре и технологиях. В этом году мы решили обратиться не только к традиционным секторам, но и к темам на пересечении различных сфер – культура и технологии, медиа и бизнес, – так как именно в симбиозе различных областей и знаний рождаются новые идеи. Поэтому я рекомендую участникам общаться, делиться своими идеями и мыслями, коллаборироваться. И, конечно, я поздравляю вас с тем, что вы стали частью самого масштабного мероприятия Go Viral в Ташкенте»,- сказала она.

После официальной части участники прошли в залы выбранных ими секций, где смогли прослушать и совместно со спикерами применить на практике новые знания.

Одним из классных моментов было то, что залы были названы именами городов Узбекистана – Бухара, Ташкент и Самарканд. Каждый день в этих залах менялись сферы и спикеры.

В первый день в зале Самарканд прошёл воркшоп на тему «Женские персонажи в узбекском кино (Female characters in Uzbek movies)», где спикер Камила Абдуллаева, рассказала о женских образах в узбекском кино.

Она отметила, что это очень противоречивая тема и очень важно о ней говорить. Потому что через женские образы проявлялись те исторические события, которые происходили в стране, государственные перевороты, смена режимов и т.д.

«Очень важно, что именно женщины в этот момент становились не только инструментом, но и объектом реформ. Женские образы в узбекском кино сложно приходили к чему-то личному, частному, когда впервые стали рассматриваться их личные чувства, эмоции и т.д.», – сказала она.

По окончанию воркшопа Камила Абдуллаева поделилась своими впечатлениями, отметив, что благодаря мероприятию, она впервые увидела лица всех тех, кому интересна тема женского взгляда в узбекском кино.

«Я вижу, что это мои ровесницы и люди младше. Все они заинтересованы этой темой и, мне кажется, это здорово, что есть такое мероприятие, где это стало возможным. Потому что ранее я никогда в таком мероприятии не участвовала в Ташкенте. И это дарит надежду», – сказала Камила Абдуллаева.

Особенности «Личного бренда» помогут вам выделиться из серой массы

Наибольший интерес вызвал воркшоп «Личный бренд», который провела в главном зале независимый PR-Adviser и предприниматель Мадина Рузматова, открывшая первую в Узбекистане школу PR.

«Личный бренд — это объемный образ человека в обществе, состоящий из его внешнего вида и самоподачи, трансляции определенных ценностей через слова и поступки, а инстаграм — это площадка, ресурс для презентации себя», – сказала она.

В ходе воркшопа она провела интерактивную бизнес – игру «Личный бренд», в которой предложила участникам создать участникам написать о себе в Инстаграм,  учила их обращать внимание на различные фишки и методы подачи информации о себе.

«Первым заданием было загуглить своё имя и увидеть, что же о вас расскажет Google – результат был очень интересным и даже неожиданным! Следующим заданием было написать о себе 3 интересных факта. Все справились с заданием и, конечно же, 90% фактов были представляющими себя как “успешный успех”. Мы привыкли показывать себя в наилучшем виде, словно мы воплощение самого перфекшиона. Но если мы также показываем свои слабости, у аудитории возникает к нам доверие, и возможно, кто-то узнает в вас себя. Ваши слабости могут быть и вашими особенностями и выделиться среди серой массы. И мы написали заново 3 факта о себе представляя, что у нас нет страха быть осуждённым обществом, и в зале прозвучали самые неожиданные факты. А далее, самое интересное: открыть инстаграм и написать эти три факта себе в описание био. Более того, сделать скрин и выставить это в сторис. Звучит ужасающе, но именно это упражнение придало больше уверенности. А мои три факта можете почитать тут @zziynatt», – делится своими впечатлениями один из участников воркшопа.

«Важно следовать трендам и захватывать рынок нестандартными решениями»

 Одним из спикеров, с которой участникам удалось поработать практически, стала казахстанская 3D CG-дизайнер и художница Жанар Абраева. Она рассказала о собственном опыте развития в сфере пересечения IT и культуры, а также о том, что за пять лет она смогла поработать с такими крупными мировыми брендами, как Adidas, Nike, Vogue, GQ и др.

Спикерка отметила, что рост в ее карьере произошел во время карантина и был достаточно быстрым, чему она сама верила с трудом.

«На карантине я начала полностью погружаться в сферу виртуальной графики и продолжала работать с казахстанскими дизайнерами создавая совместные коллекции. Если вы не знаете, с чего начать в своем творчестве, начинайте всегда себя. Если у вас есть, что показать и рассказать, обязательно делитесь этим в соцсетях. Потому что все мои заказчики нашли меня через Инстаграм. Пока я создавала аватары, я попала в Форбс. Если бы мой подписчик скинул мне такую страницу, я бы подумала, что это фейк», – сказала Абраева.

Она подчеркнула важность умения следовать трендам и захватывать рынок нестандартными решениями для обладателей творческих и диджитал профессий.

Во время своего выступления Жанар наглядно показала, как создаются AR-маски для Инстаграм, которые набрали большую популярность и сейчас являются способом самовыражения не только для авторов, но и для брендов. Она на месте создала маску с тематикой фестиваля, а также ответила на все вопросы участников лекции.

Экономика креатива. Как авторы зарабатывают на своих идеях и как креатив помогает бизнесу

Директор по маркетингу в крупном узбекистанском финтехе Payme, Нодира Шерматова рассказала о важности креативных идей в маркетинге, а также в умении генерировать идеи и уметь их правильно презентовать в бизнес-секторе.

В первой, теоретической, части лекции на примере популярных арт-объектов участники разобрали доли креатива в них, а также дали определение понятию креатива.

«Креатив – это решение задачи так, как раньше этого никто не делал. А также это то, что человек может делать вне зависимости от его одаренности, финансового статуса и среды, в которой он находится», – считает спикер.

Во второй, практической части участники поделились на три группы и сгенерировали проблемы и их решения для крупных мировых и отечественных брендов. Обязательным заданием было придумать 21 идею по решению придуманных ребятами проблем. Каждую из них участники смогли разобрать и обсудить совместно со спикером. Самые лучшие Нодира Шерматова предложила представить владельцам крупных узбекистанских брендов.

Критическое мышление: как не дать интернету обмануть себя

Мастер-классом в сфере медиа стал разбор фейковых новостей совместно с основательницей издания Hook.report Дариной Солод.

Участники на примерах разобрали несколько новостных фейковых аккаунтов. Она показала, как отличать подлинные страницы государственных ведомств от фейковых. А также дала ссылки на ресурсы, где можно проверить текстовый и медиаконтент на подлинность.

«Важный фактор веры в фейки – это то, что нам лень думать. Если вы видите, что кто-то пытается управлять и наседать на ваши эмоции, это говорит о том, что на вас кто-то хочет заработать. Ваши деньги, мнение, влияние и так можно продолжать. Не позволяйте людям этого делать», – сказала Дарина Солод.

Она упомянула о том, что зачастую пользователи не понимают, что сами обманывают своих друзей, родственников и коллег.

«Мы очень часто, читая новость, которая явно нас чем то впечатлила, отправляем ее своим друзьям или родителям, так как считаем, что и им очень важно быть в курсе. Однако в момент, когда мы отсылаем этот пост, мы не задумываемся о том, что это мог быть фейк, в который поверили мы, а теперь заставляем поверить и наших друзей», – сказала она.

Она призвала участников вырабатывать у себя критическое мышление, которое зачастую может помочь не верить фейкам, а также иметь взвешенную позицию по отношению к любой новости. Так как, по мнению Дарины, истинная позиция может быть где- то посередине.

После мастер-класса Дарина поделилась своими впечатлениями:

«Мне безумно понравилась аудитория. Я не первый раз выступаю и всегда вижу, когда люди приходят заинтересованные и они хотят что-то узнать, и что-то понять, и когда люди приходят, потому что их загнали для галочки и им надо там присутствовать. Аудитория была очень живая, задавала вопросы и очень активно участвовала в мастер-классе. И я, искренне надеюсь, что они тоже станут маленькими адептами критического мышления, будут больше читать и больше развивать в себе этот навык и нести его в массы», – сказала Дарина Солод.

Популяризация узбекского языка: трудности перевода

Еще одна лекция, которую смогли прослушать участники фестиваля, была посвящена узбекскому языку и его продвижению. Ее представил переводчик и поэт Сухбат Афлатуни. Спикер рассказал о трудностях и проблемах переводов узбекистанских авторов.

«В советское время произведения некоторых современных узбекских писателей (Айбека, Кадыри и др.) переводились на русский язык и, в отдельных случаях – на иностранные языки (как правило, с русского). С начала 1990-х процесс перевода современной узбекской литературы перестал поддерживаться государственными структурами и стал исключительно индивидуальной инициативой авторов и переводчиков», – сказал Сухбат Афлатуни.

Спикер отметил, что все меньше произведений современных отечественных авторов переводят на русские или английские языки.

«Единственный узбекский автор, чьи книги с середины 2000-х появляются в переводах на английский и другие европейские языки – Хамид Исмайлов. Известность к нему пришла после того, как в 2006 году его “Железную дорогу” перевел известный английский поэт и переводчик Роберт Чандлер», – сказал он.

Сейчас, по мнению спикера, важно популяризировать и привлекать внимание к узбекскому языку. А также четко разграничить сферы, которые наиболее известны мировой общественности и ассоциируются с Узбекистаном и развивать их.

Узбекская поэзия: открытый микрофон в зоне Медиа.

Сюда записались участники, которые хотели выступить со своими стихотворениями на узбекском языке в ходе «открытого микрофона», а сам воркшоп был не только о стихах, но и о популяризации литературного узбекского языка. Провела его Мутабар Хушвактова.

Участники друг за другом декларировали свои стихи. После выступления все прочитанные стихи разбирались и обсуждались участниками, сидящими в зале.

Девушка по имени Башорат Отажонова выступала со своим стихотворением «Ayol» (с узб. «женщина»), в котором рассказывалось о трудностях женщин, которые порой стесняются того, что они женщины. Ее стихотворение очень тронуло публику.

Ещё одна девушка по имени Мохира Эшполатова выступила с рассказом из своей жизни – об отношениях со своей покойной бабушкой и о том, как важно наладить отношения со своими близкими пока не стало слишком поздно. Слушатели очень эмоционально отреагировали на выступление Мохиры.

Модератор Мутабар Хушвактова поделилась своим мнением после проведённого воркшопа:

«Это было очень эмоционально. Все участники очень талантливые. Я не ожидала такого масштаба эмоций. Я вот вышла и до сих пор на эмоциях, я даже поплакала. Я пришла и подумала, что это обычный открытый микрофон, но получилось очень вдохновляюще. Была такая дружная атмосфера, все поддерживали, уважали друг друга. Для них это очень хороший опыт. Я надеюсь, таких мероприятий будет больше», – сказала она.

Еще одна из участниц Камила Бенятова поделилась своими впечатлениями о фестивале Go Viral.

«Фестиваль мне очень понравился. Первый и второй день были очень интересными. А ещё был очень увлекательный мастер-класс по поводу личного бренда. Единственная накладка была в том, что лекция “Женские персонажи в узбекском кино” и “Личный бренд” были в одно время, а мне оба они были интересны. Хотелось пойти и на первый, и на второй. В итоге я посидела половину на одном мастер-классе и половину на другом. Было еще много интересного. И ещё круто то, что мы познакомились с другими людьми. Например, я познакомилась с Шарофат, которая из Таджикистана, и она тоже режиссёр. Это очень круто, когда ты больше узнаешь девушек-режиссёрок и понимаешь, что ты не одна, и не одна борешься за место в этой нише», – сказала она.

Ташкент передает эстафету городу Ош в Кыргызстане, где фестиваль состоится 28-29 апреля. Далее он пройдет в городах Душанбе, Астане и в Ашхабаде.

Проект Go Viral реализуется IWPR и финансируется грантом Государственного департамента США. Этот пресс-релиз был профинансирован грантом Государственного департамента США. Мнения, выводы и заключения, изложенные в нем, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Государственного департамента США.