Go Viral Алматы — 2022

#Архив

Найти бизнес-партнеров, освоить новые навыки, запустить свой стартап или вдохновиться на творчество и перемены – все это и даже больше можно сделать в дни регионального фестиваля Go Viral, который стартовал в Алматы и в первый же день собрал больше полутысячи человек.

Тема этого года – «Search. Invent. Solve» («Искать. Изобретать. Решать»). Программа построена на идее, что творческое вдохновение уже внутри нас. Необходимо лишь начать сотрудничество внутри региона, внимательно изучая уникальность каждой страны и перерабатывая старые решения.

Фестивали Go Viral проводятся с 2017 года. Но если раньше мероприятие проходило только в Казахстане, то в этом году впервые фестиваль кочует по всей Центральной Азии. В мае он стартовал в Душанбе, затем прошел в Ташкенте и Бишкеке, теперь эстафета у Алматы. Далее фестиваль пройдет в Ашхабаде.

«Уже на протяжении нескольких недель наш фестиваль собирает членов сообщества, а самое главное – приглашает новых друзей стать активным членом нашего комьюнити. И я призываю вас использовать эту возможность! У нас есть целых три дня, чтобы воспользоваться возможностью саморазвития, хорошего нетворкинга и интересного досуга», – сказал Амбассадор Go Viral в Казахстане Дастан Аккожа.

Он же сделал первый стежок узора от Казахстана на чапане – символ дружбы между членами сообщества Go Viral. Он вместе с фестивалем путешествует по Центральной Азии. Вышивки на нем – это пазл, частички которого собираются участниками из всех пяти стран.

В этом году проект Go Viral реализует Институт по освещению войны и мира (IWPR) в Центральной Азии. Региональный директор представительства IWPR в Центральной Азии Абахон Султоназаров отметил, что программа фестиваля создана таким образом, что каждый сможет найти для себя самое интересное.

«Тысячи людей встречаются, объединяются, общаются и коллаборируют, чтобы найти ответы на актуальные вопросы и единомышленников, найти вдохновение и получить ответы для решения современных вызовов. Новации и нестандартные решения и идеи рождаются как раз из таких коллабораций и нетворкинга», – отметил он.

Приветствуя участников фестиваля, генеральный консул США в Алматы Кэролайн Сэвидж отметила, что за шесть лет Go Viral вырос нетворка журналистов, предпринимателей, кинематографистов и художников – тех, кто понял силу соцсетей, диджитал-контента и технологий.

«Особенность этого фестиваля в том, что мы не только веселимся, но и пытаемся решить сложные вопросы сегодняшнего дня, противостоять серьезным вызовам и вынести их на открытое обсуждение с участием наиболее активных и новаторских умов мира. Я надеюсь, что мы сможем использовать вашу энергию, азарт и энтузиазм, чтобы построить более здоровое, сильное и инклюзивное общество для всех», – отметила она.

Как запустить стартап?

Специальным гостем фестиваля стал Оскар Гарсия – основатель и исполнительный директор Aspira Consulting в Кремниевой Долине. Компания занимается обучением и консалтингом в сферах карьерных и лидерских программ. Для начинающих предпринимателей из Казахстана он провел воркшоп «Бутстрапинг для стартапов».

Бутстрапинг – это способ финансирования своего стартапа без привлечения чужих инвестиций, только за счет собственных средств. Кто-то работает в режиме сверхэкономии, а кто-то идет на риски и продает имущество, чтобы пустить эти деньги на развитие бизнеса.

Оскар Гарсия поделился своим многолетним опытом и рассказал молодым ребятам о том, как развивать себя, свой бизнес, о важности личного бренда и бренда своего бизнеса. А также эксперт дал полезные рекомендации о том, как преодолеть трудности на пути предпринимателя.

«Мне было интересно больше всего послушать его ответ на вопрос “как открыть свой бизнес в 15 лет?”. И он ответил, что абсолютно не обязательно достигать какого-то возраста, чтобы начинать свой бизнес или запустить стартап. Главное – начать. Хоть какое-то действие лучше, чем идеальное бездействие», – поделился впечатлениями участник воркшопа Искандер.

А для тех, кто не готов затягивать пояса потуже, управляющий партнёр MOST Ventures Алим Хамитов провел мастер-класс про венчурные инвестиции. Он рассказал о текущем статусе экосистемы стартапов в Казахстане и опроверг мнение, что в Центральной Азии некуда инвестировать. Спикер затронул тему корпоративных инвестиций и объяснил принципы их работы изнутри, а также призвал начинающих стартаперов к сотрудничеству.

«Многие до сих пор считают, что стартапер – это студент, который ездит на самокате со смузи в руках и обедает в кофейне. Но это стереотип. Средний возраст предпринимателей, в которых мы инвестируем, – 35 лет. В инвестиционном инкубаторе – 28 лет. Так что средний возраст для стартапера в Казахстане – 31 год. То, что Брин и Пейдж создали Гугл в общежитии, ещё не значит, что если вы не достигли ничего к своему возрасту, это катастрофа», – отметил он

Отдельным направлением на фестивале обсудили проекты в области зеленой экономики. В панельной сессии приняли участие ребята из гражданского общества, которые принимают активное участие в развитии этой сферы. Спикеры поделились своим опытом и рекомендациями о том, как организациям становиться более экологичными.

«Не нужно ждать чего-то от государства и критиковать его. Нужно начинать с себя, своего окружения, тогда больше людей придет к тому, чтобы заниматься экологией. Каждый сам должен быть ответственен за свои действия, тогда зеленая экономика в нашей стране будет процветать», – добавил Данияр Бакимов, основатель эко-стартапа Rocket Plastic.

Следующим интереснейшим спикером фестиваля стала Миган Уорд, активистка женского предпринимательства, бренд-стратег и основательница Creatively Flawless, Femology и The Powerful Women. В своем выступлении она рассказала, что такое личный бренд, как его развивать и на что важно обращать внимание при ее формировании.

«Я узнала, что нужно работать над собой, выделять время для себя, для развития своих навыков и выделять на это каждый день, хотя бы по одному часу. Важно помнить, что ты – корабль своего бизнеса, поэтому при создании своего дела нужно выделять личное время и себе», – поделилась впечатлениями Амина, участница фестиваля.

Завоевать социальные сети
Детская музыкальная группа DBillions, популярная во всем мире, провела воркшоп для участников фестиваля на тему «как создавать вирусные видео». Команда поделилась своими фишками и секретами того, как создавать интересные видео, которые наберут миллионы просмотров; рассказала гостям историю своего становления, о провалах и трудностях, с которыми они сталкивались в начале пути, а также о планах развития своих каналов.

DBillions публикует свой контент на трех языках – русский, английский и испанский. И на данный момент общее количество подписчиков на YouTube составляет более 25 миллионов.

«Самое главное, что я получил от этого воркшопа, это мотивация. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, а всегда нужно идти вперед, невзирая на все свои проигрыши. Нужно уметь проигрыши превращать в выигрыши, чему нас сегодня научила история этой команды. DBillions добилась огромных успехов, им уже даже не надо работать, но они продолжают развиваться и масштабироваться, и это не может не вдохновлять», – рассказал участник из г. Петропавлоска Николай.

О том, как компаниям работать с инфлюенсерами и как самим стать инфлюенсерами, говорили представители агентства JKS Entertainment. Они поделились своим опытом того, как найти свою нишу и аудиторию. А также рассказали, что порой нужно немного терпения и экспериментов, чтобы найти свою платформу и раскрыть свой потенциал.

«Нужно снимать каждый день. Нужно снимать 5, 10, минимум 3 видео в день. Это работает во всех соцсетях. Нужно постоянство. Если ты делаешь перерыв, то тебя могут забыть. И важно ловить волну хайпа. Сейчас каждую неделю появляется новый челлендж», – сказал продюсер JKS Entertainment Бексултан Казыбек.

Освоить новые навыки
Цифровое неравенство касается всех, и пандемия коронавируса только подчеркнула эту проблему во всем мире. Как обстоит ситуация в Казахстане и как ее преодолеть на фестивале Go Viral обсуждали участники панельной дискуссии. По информации правозащитника и директора ОФ «Digital Paradigm» Елжана Кабышева, во время карантина более 60 тысяч школьников Казахстана не имели доступа к интернету и гаджетам, поэтому вынуждены были ходить в школы и подвергать себя и учителей риску.

Впрочем, неравное распределение технологий касается не только учащихся. По словам главы фонда «ITeachMe» Захиры Бегалиевой, 52% людей с ОВЗ не имеют базовых навыков работы с гаджетами (по данным опроса 700 человек). Низкий уровень цифровой грамотности населения – это риски безопасности личных данных, финансов и меньшее количество перспектив в цифровом мире.

«Всем нам нужно овладеть какой-нибудь диджитал-профессией на случай потери работы. Нужно также научиться управлять финансами в цифровом мире, чтобы не попадать в руки мошенников», – добавила Бегалиева.

Первым шагом к освоению новой профессии мог стать мастер-класс Санжара Мырзагалыма, архитектора облачных решений в направлении Data and AI, Microsoft multi-country CEE. Для будущих дата-аналитиков он рассказал, как работать с инструментом Power Bi, который позволяет анализировать огромные объемы данных и автоматизировать процесс аналитики. Участники попробовали проанализировать и создать модель данных, а затем визуализировать их.

«До этого я интересовалась аналитикой данных, потому что я являюсь программистом и хочу уйти в data science и заняться искусственным интеллектом. Поэтому такой инструмент как Power Bi был мне интересен с точки зрения аналитики данных и внедрения его в написание алгоритмов. […] Захотелось больше углубляться в data science и я поняла, что аналитика очень даже полезна, если ты программист», – поделилась впечатлениями волонтер и участница мастер-класса Мария Приходько.

Активизм и новая этика
Новая этика сегодня диктует новые правила поведения в современном мире и в том числе культуру отмены. По мнению участников панельной дискуссии, в Казахстане она пока не развита, хотя и есть отдельные кейсы. На повестке обсуждения оказались несколько нашумевших случаев: от мировых – Харви Вайнштейна – до локальных – Нурлана Сабурова и Ирины Кайратовны.

«Сегодня быть прогрессивным человеком значит сохранить навык слышать другого. Сформулировать свою точку зрения так, чтобы сохранить собственные ценности и понять боль другой стороны. Нам нужно научиться разнообразить форму выражения мнения. Необязательно нападать. Можно обсуждать, но в нашем обществе люди как будто не готовы к инаковости мнений», – отметила Гульмира Кусаинова глава онлайн-издания Manshuq.

Инструментом для изменений в сознании людей могут стать культурные арт-пространства. На панельной дискуссии представители молодых алматинских пространств Bult, «Дом на Барибаева 36», [не]музей архитектуры Алматы и «Взлётная» поделились своими историями создания и целями. Спикеры отметили, что работа между арт-пространствами и сообществами – это взаимовыгодный обмен, направленный на рост капитала, в том числе и человеческого. Это возможность с помощью искусства привлечь внимание к истории, идентичности и выстраиванию неформальных горизонтальных связей.

«Наш проект – не про бизнес, а про образ жизни, как соединить в одном месте многих крутых людей. Мы проект про искусство, и недавно открыли филиал на острове Бали. Мы развиваем нестандартную культуру, мы хотим удивлять людей, а еще – развивать туризм с помощью наших креативных фестивалей, чтобы показать, что мы не просто локальная площадка», – отметил сооснователь арт-пространства Взлётная Даурен Шотанов.

Но движение вперед – это в том числе и взгляд назад. О важности исторической памяти говорили участники воркшопа «Как нам найти нашу память?». Участники смогли проявить свои творческие способности в игре-сторителлинге и сессии креативного письма. А спикеры из разных сфер говорили о музыкальной, культурной памяти, о деколониальном подходе и как политические режимы влияют на разрушение и замещение памяти.

Большое внимание они уделили коллекционированию музыкального наследия Казахстана от Александра Затаевича до советских джаз-ансамблей.

«Помимо архивации самое важное – популяризация и повышение интереса к информации. Классический пример: Александрийская библиотека не просто сгорела, а умерла морально – к ней не было интереса. Она погибла из-за людской безалаберности. И вместе с ней мы потеряли громадный пласт культуры, который хранился в ней в единственном экземпляре. Сейчас из-за политических, социальных событий мы недооцениваем свой вклад в искусство. Мы теряем музыку, информацию о ней, а с ними и нашу историю», – сказал Руслан Якупов, креативный продюсер, сооснователь независимого музыкального лейбла qazaq indie.

В этом году фестиваль в Алматы поддержали университет КИМЭП, компания «Шеврон», бизнес-инкубатор MOST, компания Bes Saiman Group, ОФ «Фонд имени Батырхана Шукенова», конкурс короткометражных фильмов «Снять за 48 часов», компании Obscura, Bes Saiman Group и Econetwork, а также Almaty Space and MakerSpace. Информационные партнеры – интернет-издания WeProject и Baribar.