Долгое время секреты производства традиционных тканей в Узбекистане передавались из поколения в покорение. Но во времена Советского Союза многие мастера оказались в ссылке, а навыки изготовления адраса и иката чуть было не утратили. Сейчас их потомки возрождают дело своих предков.
Маргилан – один из древних городов Центральной Азии, по которому проходил Великий Шелковый путь, расположенный в Ферганской долине Узбекистана. Он считается центром производства шелка и шелковых изделий. В октябре нынешнего года здесь прошел Международный фестиваль традиционных тканей Atlas Bayrami.
В настоящее время ручное изготовления тканей из шелка являются достоянием страны и неотъемлемой частью национальной одежды и культуры в Узбекистане.
Атлас, адрас и икат, натуральные ткани с особым, присущим только этим регионам, абровым принтом, считаются визитной карточкой Узбекистана и Таджикистана. Их производство бережно сохраняется, а секреты изготовления передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков.
В настоящее время потомки мастеров прошлых лет стараются возродить дело своих предков, используя старые техники и приемы.
Нурмухаммад Валиев, мастер в четвертом поколении. Он говорит, что его дедушка до 1961 года занимался ремесленничеством, а потом ушёл работать в государственную организацию, так как частная деятельность тогда была запрещена.
«Сейчас мы с сыновьями стараемся вновь наладить производство наших предков. Мы советуемся и стараемся старое совместить с современностью. Например, комбинировать ткани – половина орнамент, половина однотонная ткань. Также экспериментируем с материалом нитей: шелк с овечьей шерстью, хлопок с шерстью. Вроде выходит неплохо и нравится покупателям», – говорит он.
Адрас – это натуральная ткань ручной выделки, которая на 50 процентов состоит из волокон шерсти и на 50 – хлопка. Его относят к одной из разновидностей абровых тканей, так как его абстрактные узоры напоминают легкие перьевые облака (слово «абр» с таджикского языка переводится, как «облако»).
О происхождении уникального узора доподлинно неизвестно. Среди таджиков бытует легенда о художнике, который однажды, сидя у реки, увидел в ней отражение неба и облаков. Он был поражен переливающейся разноцветной рябью и то, как из-за течения облака меняли форму. Художник сразу направился к ткачам и нарисовал им узор.
Иная легенда гласит о влюбленном в девушку бедном ткаче. Ради своей любви он создал удивительно красивую шелковую ткань. Ее узоры напоминали легкие облака, отражающиеся на поверхности радужно расцвеченной солнечными лучами глади озера, с едва уловимой рябью. Позже слово «абр» («облако» ) стало употребляться в обозначении стиля окрашивания нитей, а ткани стали называть абровыми.
Процесс изготовления адраса называют «икат». Он трудоемок и сложен. Отличительной особенностью изготовления традиционных тканей таким способом является то, что нити ткани окрашиваются задолго до того, как мастер сядет за ткацкий станок.
Весь процесс состоит из более 35 этапов. Перед окраской мастер обвязывает каждую прядь для защиты тех участков, которые не будут окрашиваться в определенный цвет. Нити стягивают в пучки и опускают в краситель. В местах, где была стяжка, нити остаются белыми. Когда окраска нитей завершена, их натягивают на ткацкий станок, и ткут вручную. Затем ткань обрабатывается. Благодаря частичному окрашиванию нитей создается тот самый, узнаваемый по всему миру орнамент.
Традиции ткачества адраса способом «икат» передавались из поколения в поколение, от мастера к ученику, от отца к сыну. Однако с приходом советской власти производство изделий ручной работы стало вне закона, сама деятельность считалась коммерческой, многих именитых ремесленников арестовывали и отправляли в ссылку.
Мастер по производству тканей ручной работы Мухаммаддавлат Умуралиев решил восстановить доброе имя своего дела и возродить семейное дело.
«По отцовской линии у меня все купцы, а по материнской – изготовители тканей. Дедушку, Махмуджона Мирзоева, в Советское время поймали и отправили в ссылку в Сибирь, из-за чего наше поколение прервало свою деятельность. Вместе с ним посадили еще около 10 потомственных ремесленников, в том числе Имброхимджона Давидова – выдающегося в этом деле человека. Из всех из ссылки вернулся только мой дедушка, но он оставил свою деятельность», – рассказывает Умуралиев.
Возрождением традиции ручного ткачества Мухаммаддавлат Умуралиев стал заниматься уже после независимости Узбекистана. В работе он старается сохранить традицию производства ткани ручным способом.
«Для окрашивания нитей моя команда вынуждена использовать химические красители, так как с ними удобно работать. И частично, по желанию заказчика, мы используем натуральные краски. Сейчас в нашей семье только я занимаюсь ручным изготовлением тканей из шелка. Надеюсь, что моя любовь к моему ремеслу перейдет внукам», – сказал Умуралиев.
Мировое признание и растущая популярность
Абровые ткани и его вибрирующие узоры, напоминающие перья облаков, пользуются особенным спросом у дизайнеров и туристов. Например, мастерская Нурмухаммада Валиева поставляет свои ткани дизайнерам Астаны и Бишкека, а также участвует в различных показах мод. В последнее время, со слов ремесленников – ткачей, эту ткань все больше стали покупать и местные жители.
Популярность приобрели аксессуары из абровой ткани – сумки, украшения, используют ее и в качестве декора.
Благодаря своей уникальности, колоритный принт обрел популярность и за рубежом. Знаменитые кутюрье и дома моды, такие как Dior, Belle Ikat, Oscar De La Renta, Isabel Marant вдохновляются цветовой гаммой и палитрой национальных тканей, а также особенностью их изготовления для создания образов в своих коллекциях.
Весной 2022 года дом моды Ralph Lauren представил новую весеннюю коллекцию из иката, вдохновившись древними традициями ткачей Таджикистана и Узбекистана.
«Принты иката переосмысливают неподвластные времени силуэты, а одежда из данной ткани создает новые неповторимые и непринужденные образы», – подчеркнули модельеры Ralph Lauren.
Местные дизайнеры также продвигают традиционные ткани из адраса и иката и изделия их них на международный уровень. Пример, бренд Anor Atelier под руководством Дильнозы Умирзаковой представил коллекцию из национальных шелковых нарядов весна-лето 2019 на Неделе моды в Милане.
Правительство Узбекистана также активно поддерживает развитие традиционных ремесел – все ремесленники освобождены от налогов и таможенных пошлин.
А с 2017 года многовековая технология изготовления шелковых тканей способом «икат» включена в реестр передового опыта по сохранению нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.