В последнее время в соцсетях и СМИ все чаще встречается слово медиаграмотность
Если грамотность в общем – это умение правильно писать, читать и передавать информацию, то медиаграмотность (а точнее, медийная и информационная грамотность (МИГ) ―– более специфическое понятие, которое включает в себя следующие компетенции:
-находить достоверные данные
-выделять ключевую мысль автора
-критически воспринимать информацию
-отличать фейки от правды
-ответственно подходить к созданию и распространению собственного контента
Так как же распознать фейк в эпоху постправды?
Медиаграмотность чрезвычайно важна для современного человека, она развивает критическое мышление и позволяет выявить ложь и манипуляции.
Пример: родственник пересылает в вотсапе ссылку на новость с заголовком: «Вирус пострашнее короны гуляет по городу!»
Вы можете переслать это сообщение всем своим контактам, а можете подойти к делу ответственнее:
Проверить ссылку визуально. Если в ней много странных символов, и она мало похожа на название проверенного СМИ – лучше не переходить по ней совсем, это может быть фишинг*
ЮНЕСКО подчеркивает роль медиаграмотности, как важнейшую компетенцию в цифровую эпоху.
*Фишинг – вид интернет-мошенничества с целью получить доступ к вашим данным
Если ссылка подозрений не вызывает, можно перейти по ней и оценить новость визуально. Кричащие заголовки (байт), обилие всплывающей рекламы и отсутствие ссылок на источник информации – то, что должно вас насторожить
Красные флаги: грамматические и пунктуационные ошибки в тексте, отсутствие логичной структуры, ненормативная лексика, чересчур эмоциональный тон изложения.
Предположим, с сайтом все окей. Ищем ссылку на источник информации.
Если есть ссылки – переходим на них, оцениваем авторитетность источника.
На какие источники можно опираться?
-Официальные сайты государственных структур (министерств, ведомств и т.д.)*
-Сайты крупных международных организаций
-СМИ и авторы с хорошей репутацией
*Следует быть особенно осторожным с новостями, которые имеют политическую подоплеку – тут стоит перепроверять и информацию из надежных государственных источников.
Вбейте в поисковик интересующий заголовок. Если информация соответствует реальности, вы увидите десятки аналогичных новостей. Если же ничего подобного в крупных СМИ не публиковали, скорее всего, перед вами фейк.
Всегда можно обратиться в соответствующий государственный орган и уточнить информацию там. Обращения граждан по общему правилу бесплатны. Вас интересует, не настигла ли нас очередная смертоносная пандемия? Позвоните по горячей линии Минздрава.
Пример с вирусом экстремальный, но бывают и не такие однозначные ситуации. Например, нужно проверить новость о закупке некого количества вакцин.
Государственный орган обязан предоставить исчерпывающую информацию по поводу вашего обращения.
Возможно, прозвучит странно, но опирайтесь также и на свою интуицию – в конце концов, все мы живем в мире новых медиа, ежедневно потребляя мегабайты контента. И если визуально все правдоподобно, но что-то не дает вам покоя – перепроверьте еще раз, лишним не будет.
Источники: Unesco.org. Медиаграмотность – средство от манипуляции
Coe.net. Media literacy
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность