Эксперты считают, что главные препятствия для стартапов в Таджикистане – низкая скорость интернета, высокие налоги и сложное законодательство.
Образовательный центр «Илмхона» – один из примеров успешного стартапа в Таджикистане.
Это учебный центр, где обучают программированию, дизайну, а также организовывают мероприятия для развития технологического сообщества.
Один из соучредителей центра Фаррух Умаров, выпускник Оксфордского университета в беседе с CABAR.asia рассказал, что идея создания «Илмхоны» возникла после стажировки в Израиле.
«В то время Израилю не хватало 13 тысяч специалистов, хотя эта страна такая же небольшая, как Таджикистан. Я подумал, почему в нашей стране нет такого спроса на специалистов? Даже если сейчас нет этого спроса, то он обязательно появится позже», – говорит Умаров.
Вернувшись в Таджикистан, после знакомства с единомышленниками и будущими соучредителями – Шухратом Шариповым и Фирдавсом Абдуназаровым основали образовательный центр «Илмхона».
Финансовую поддержку они получают от международных партнеров, таких как ЮНИСЕФ, ЮСАИД и прочими.
«Мы у них попросили деньги, чтобы нас подержали на раннем этапе. Они поддерживают в рамках разных проектов и программ», – говорит Фаррух Умаров.
«У нас есть и коммерческая организация, которая занимается разработкой вебсайтов и приложений, и IT-компания, в которой мы уже самофинансируемся, то есть существуем за счет самого проекта», – отмечает Умаров.
По его словам, после создания «Илмхона» во время пандемии стало сложнее получать финансирование от доноров. Тогда они запустили компанию «Beehive design and development» для создания дизайна и разработки цифровых сайтов и мобильных приложений.
Фаррух Умаров добавил, что основными проблемами при создании «Илмхона» были высокие налоги, дорогой и некачественный интернет, а также отсутствие хороших кадров для развития «экосистемы стартапов».
«У нас нет законодательства в области венчурного финансирования. А это один из самых важных элементов в экосистеме стартапов. То есть, когда у человека есть хорошая идея и он хочет её реализовать, ему нужны финансы. И для этого в развитых странах есть венчурные фонды, которые инвестируют в различные проекты», – добавил Умаров.
В то же время в стране есть стартапы, которые перестали работать после прекращения финансирования и до сих пор ждут инвесторов. В частности, несколько месяцев назад «Азия-Плюс» сообщала, что три новых стартапа в Таджикистане ищут инвесторов.
От маленького стартапа до крупного банка
Абдулло Курбанов, основатель «Алиф Банка», основной проблемой в направлении запуска стартапов назвал высокий уровень налогообложения.
«Алиф» был создан в 2014 году как микрофинансовая организация. В 2020 году Нацбанк Таджикистана поднял ее статус до уровня полноценного банка.
Начав деятельность в 2014 году всего с тремя сотрудниками, сейчас штат банка насчитывает более 800 сотрудников в Таджикистане и Узбекистане. В 2021 году «Fintech finance news» оценил суммарную стоимость «Алиф Банка» на рынке в 100 млн долларов США.
Курбанов сравнил налоговые ставки Узбекистана с Таджикистаном и сказал, что если «Алиф» платит зарплату программисту в 100 долларов США, то в Узбекистане они платят около 8 долларов налогов, а в Таджикистане – около 60 долларов.
По его словам, в прошлом году после принятия поправок в Налоговый кодекс Таджикистана произошло некоторое снижение ставок налогов. Однако, по мнению Абдулло Курбанова, это снижение не было существенным и совокупный налог снизился всего лишь на 10%.
«За три года “Алиф” прошел в Узбекистане путь, на который в Таджикистане было потрачено 8 лет. Там не только рынок больше, но и правила работы проще и позволяют стартапам быстрее развиваться», — добавил Курбанов.
Фозил Фатхуллоев, экономический обозреватель, который следит за состоянием стартапов в стране, рассказал CABAR.asia, что большинство стартапов, которые существуют сейчас, созданы за пределами Таджикистана. Даже если эти проекты и были запущены в стране, то этот процесс происходил с большими трудностями.
«Я лично был свидетелем того, как десятки стартапов были доведены до банкротства государственными органами через бесполезные проверки, взяточничество и вымогательство. В итоге все авторы этих стартапов либо уехали и добились успеха за границей, либо продали стартап», — выражает беспокойство Фатхуллоев.
Плохое состояние экономики, нехватка кадров, монополизм, отсутствие подходящих условий для начала работы стартапов также являются факторами, препятствующими их развитию.
Зайтуна Сайдуллоева, директор аутсорсинговой компании «Beehive Design and Development», заявила CABAR.asia Таджикистан медленно, но верно идет в сторону развития стартапов. Однако для развития необходима поддержка государства
«Помощь государства для стартапов – это всегда создание благоприятной экосистемы для взращивания стартапов. Создание налоговых льгот по всем статьям расходов, благоприятная и безопасная экосистема для вкладывания инвестиций в страну, льготы для банков, которые выделяют средства для стартапов, и так далее», – говорит Сайдуллоева.
Она считает, что открытие IT-парков даст серьезный толчок развитию стартапов.
«Открыть IT-парк означает дать полный карт-бланш стартапам и свободу творить и строить цифровую экономику. Цифровая экономика для Таджикистана критически важна, так как это сформирует новый слой в бюджете страны, в дополнение к остальным источникам дохода», – считает Сайдуллоева.
«У нас пока состояние созревания, какая то технологическая база уже сформирована, есть понимание и логики стартапов, а самое главное – есть мышление населения, что новым технологиям есть место быть и нам это нужно», – говорит Сайдуллоева.
Какие стартапы нужны Таджикистану?
Сейчас развитием стартапов в стране больше занимаются международные организации, путем финансовой поддержки молодых предпринимателей. Среди них – Программа развития ООН в Таджикистане, «Peak Tajikistan», «Startup Go», «Accelerate Prosperity» и другие.
Например, только «Peak Tajikistan» за время своей деятельности поддержал около 100 стартапов. Самая большая сумма финансирования стартапов со стороны «Accelerate Prosperity» составляет 50 тысяч долларов США.
На уровне правительства стартапам начинающих предпринимателей помогает только государственное учреждение «Формирование и развитие предпринимательства в Таджикистане».
По словам Масрура Ишанова, заместителя генерального директора «FIFTYFIVE GROUP» по инновационным вопросам «в Таджикистане хороший пример успешного стартапа это «Алиф».
Команда «Алиф» «поменяла мнение людей о безналичных платежах», и облегчили доступ людей к банковской системе, и кредитам в частности.
«Мне кажется они выбрали нелегкий путь развития, но в итоге благодаря хорошей команде, они с задачей справились», – добавил Ишанов.
Кроме того, действуют «Стартап-Чайхана», «Start-up Weekend Tajikistan», «Start-up Weekend Women Tajikistan» и другие, где предприниматели собираются и обмениваются идеями и опытом.
По словам Сабохат Дустовой, директора PEAK Таджикистан, стартапы, получившие поддержку, показывают положительную динамику. В среднем их выручка растет на 83%, 81 компания внедрила инновации в свой бизнес, устойчивого роста добились 80% стартапов. Кроме того, создано 801 рабочее место.
«В числе таких стартапов мы с гордостью можем назвать такие имена, как фармтех Yalla, логистическая компания «Мавсим и К», альтернативная энергия «Технологияхои Сабз», проект «Павловния», ОО «Рушди Диер» и так далее», – добавила Дустова.
По словам Зайтуны Сайдуллоевой, стартапы чаще всего презентуют в сферах услуг, edtech (образовательные технологии), fintech (финансовые технологии), medtech (медицинские технологии) и агросфере. Также есть небольшой процент проектов по роботизации процессов и производству.
В то же время эксперты отрасли отмечают, что сейчас Таджикистан остро нуждается в стартапах, ориентированных на образование, здравоохранение, информационные технологии и агротехнологии.
Абдулло Курбанов считает особенно важными для Таджикистана стартапы в сфере «education technology» (образовательные технологии), особенно «health education technology» (технологии в медицинском образовании) и технологические стартапы в сфере здравоохранения. По его мнению, запуск таких стартапов может решить многие проблемы, в том числе утечку медицинских кадров.
В то же время Фозил Фатхуллоев говорит, что сейчас населению нужны стартапы по доставке лекарств, школы анимации для любителей создания компьютерных игр и кинофильмов.
По его словам, большинство успешных стартапов, которые сегодня предоставляют услуги в Таджикистане, созданы за границей, в том числе в Узбекистане, Америке, странах Европы.
Среди них онлайн-магазины www.alibobo.tj, www.dastras.tj, которые в настоящее время успешно работают в стране.
Вначале они торговали преимущественно качественными гаджетами, а в последнее время расширили свой ассортимент.
«Как человеку нужен кислород, так и Таджикистану нужны стартапы в сфере цифровой экономики. Если IT-специалист создаст хотя бы один стартап с доходом в 10 млн сомони (около 980 тыс. долларов США), он сможет дать импульс для развития этой отрасли», – добавил Фатхуллоев.